Домой / Без рубрики / iPad как инструмент: как планшет Apple используют музыканты

iPad как инструмент: как планшет Apple используют музыканты

В апреле у меня появился iPad Air третьего поколения. Наибольший интерес я испытывал к GarageBand. Конечно, это приложение я юзал и на айфоне, но это было больно: даже экран XS Max для такого секвенсора всё-таки мал.

Интерес к GarageBand у меня не случаен: я диванный музыкант и когда-то работал звукорежиссёром. А это приложение — одна из, кажется, трёх «взрослых» мобильных DAW, помимо Cubasis и FL Studio Mobile. Ранее я даже показывал, что сам придумал с помощью GarageBand:

В GarageBand очень хороший набор встроенных инструментов. Помимо этого, тут можно подключать сторонние музыкальные инструменты — как софтовые, так и аппаратные.

Виктор Кучер. Фото: Алексей Булгаков / Wylsacom Media

На iPad как на серьёзную вещь для музыкантов я посмотрел в апреле во время поездки в Питер, где удалось познакомиться с гитаристом Виктором Кучером, который играет в группе Grizzly Know No Remorse. Его позвали как гитариста для нашего знакомства с компанией Ultimate Guitar и её продуктами:

В день знакомства мы выкладывали много сторис в наш красный Инстаграм-аккаунт, куда попал и Витя. Увидев это, один наш подписчик попросил: «А не могли бы вы рассказать, как подключить гитару к iPad?» Мне эта тема показалась интересной, но я решил её немного расширить и вообще узнать, как планшет используют музыканты.

Электрогитара или бас

Далеко ходить не будем. Первым героем стал тот самый Виктор Кучер, с которого всё и началось. Я позвал его к нам в студию, чтобы он показал свой стафф.

Начав с чашечки кофе и обсуждения любимых песен Foo Fighters (Вить, как же я завидую, что ты-таки попал на их концерт) и любимых музыкальных плагинов, мы переместились в съёмочную, где он расчехлил свой дорогущий «Страт», сделанный на заказ в Nashguitars, и iPad Pro (2017).

Также Витя взял с собой iRig HD 2 — то самое связующее звено между планшетом и гитарой. Это портативная аудиокарта, разработанная для гитаристов и басистов, которые играют в устройства с iOS и iPadOS. Есть версия и на Android, кстати.

Виктор Кучер. Фото: Алексей Булгаков / Wylsacom Media

Технически это весь комплект, необходимый для подключения гитары к iPad. Модель гитары вообще не имеет значения. Также потребуется то, через что вы будете слушать гитару. В нашем случае это небольшие колонки.

Витя использует несколько разных приложений. Его постоянный ассортимент на iPad таков:

Сценарий у каждого приложения свой.

GarageBand используется для записи демок. Это очень крутой мобильный секвенсор с широким функционалом: можно записать реальные инструменты или софтовые синтезаторы, прописать партию ударных или же нажатием одной клавиши выбрать уже готовую партию. А ещё есть множество встроенных эффектов. Теоретически GarageBand может быть достаточно для записи песен.

Виктор Кучер. Фото: Алексей Булгаков / Wylsacom Media

С точки зрения создания партии ударных, человечество, кажется, не придумало ничего удобнее. Конечно, после самих ударных и физических драм-пэдов:

Кое-как набил криво бит, GarageBand автоматически всё выстроил в ритм, где-то что-то подправил — и у тебя уже готовая партия!

Виктор Кучер

Музыкант

К GarageBand можно подкрутить и другие софтовые инструменты. Сторонние синтезаторы записываются, правда, как звуковой файл, без возможности редактирования.

Два других приложения из арсенала Вити — BIAS FX и BIAS Amp 2 от Positive Grid. Они похожи по функционалу — оба связаны с гитарным и бас-гитарным стаффом. Первое приложение позволяет порыться во всей цепи эффектов, а второе даст вам возможность очень точно настроить усилители, начиная от его тона, заканчивая положением микрофона относительно динамика кабинета и даже выбором ламп.

Витя отметил, что ему очень нравится, как проработан BIAS с точки зрения интерфейса и что тут можно порыться в «кишках» определённых педалей, изменив в них комплектующие. Особенно это актуально для каких-нибудь «маффов», где определённые конденсаторы дают кардинально отличимый от предыдущего варианта звук. Собственно, этими модификациями в основном и отличаются фуззы.

А вот пример, как Витя играет на своих «стратах», подключаясь к iPad Pro (2017):

Схожей функциональностью с обоими приложениями Positive Grid обладает и Amplitude. Это ПО разработано IK Multimedia. Но тут вот какая проблема: у BIAS просто лучше приложение и с точки зрения дизайна, и с точки зрения звука.

Amplitude

Но тут стоит отметить вклад IK Multimedia: именно эта компания сделала iRig — интерфейсы для музыкантов, подключаемые к iOS и Android-устройствам.

В Ultimate Guitar Витя вспоминает, как играются определённые песни.

Интерфейс Ultimate Guitar

Tonebridge походит на BIAS FX и Amplitude, но за эффект звучания тут всего лишь отвечает одна педаль, объединяющая сразу несколько эффектов:

Tonebridge

Активируешь её, и звук становится похожим на тот, что есть в ваших любимых песнях. Например, вы легко сможете узнать звук «страта» в песне Can’t Stop группы Red Hot Chili Peppers. Именно похожим на него вы и сделаете звук своей гитары с помощью данного пресета в Tonebridge.

Акустические инструменты и вокал

Самый простой вариант записи акустических инструментов — покупка USB-микрофонов. По каким-то причинам эта связка лучше работает с iPad Pro (2018). Я полагаю, суть в том, что у USB Type-C пропускная способность лучше, чем у Lightning. Да и с питанием у этих «прошек» получше — они даже спокойно заводят взрослые аудиокарты с фантомным питанием!

Blue Yeti Nano, подключённый к iPad Pro (2018). Фото: Александр Побыванец / Wylsacom Media

А вот с моим iPad Air 3 у меня не получилось без проблем сматчить USB-микрофон Blue Yeti: подключение постоянно крашится, айпэд постоянно останавливает запись и предлагает включить мониторинг. Но мне это не нужно — я отключил его перед записью, поскольку прослушивание происходит через сам микрофон, выступающий аудиокартой.

В общем, на айпэдах с Lightning работать с USB-микрофоном больно. А на iPad Pro с USB Type-C — приятно, ведь всё работает стабильно и чётко. Главное тут — найти либо нужный кабель, либо переходник.

В случае с iPad Pro (2018) я использовал такую связку:

  • Микрофон Blue Yeti Nano;
  • Адаптер Lightning — USB Type-C.

Работает всё это чертовски быстро и приятно: запустил приложение, создал проект, подключил к айпэду микрофон, а к нему наушники. Указал в GarageBand нужный инструмент и давай записывать. В моём случае это акустическая гитара:

Blue Yeti Nano, подключённый к iPad Pro (2018). Фото: Александр Побыванец / Wylsacom Media

Одна из самых приятных штук в GarageBand создана для тех, у кого проблемы с метрономом. В его клик много начинающих музыкантов не попадают. Есть лайфхак: играть под набиваемый барабанщиком бит. Партия ударных в инструменте Drummer создаётся буквально в пару тапов:

Не понравился звук? Поменяйте «барабанщика» на другого — специалиста в каком-то конкретном жанре:

GarageBand

Под экстремально жёсткие жанры барабанщиков пока, увы, нет, но что-то достойное найти можно.

В принципе, и в настольном секвенсоре всё это делается довольно быстро: запустил, поставил микрофон, подключил его к карте, настроил гейн, установил метроном, запустил VSTi, отвечающий за ударные, дождался, пока оно загрузится, выбрал нужный ритм или прописал в midi-редакторе свой… Вдохновение ушло. Всё.

При этом я подключал микрофон к айпэду, включал GarageBand и быстро записывал свою идею.

Аналогичная связка iPad + Blue Yeti Nano, кстати, вполне может использоваться и при записи вокала. Главное — подобрать подходящее положение микрофона на стойке:

Blue Yeti Nano, подключённый к iPad Pro (2018). Фото: Александр Побыванец / Wylsacom Media

Также Blue Yeti Nano присуще удобство всех USB-микрофонов и при работе с iPad: вы подключаете к Yeti Nano наушники и слышите не только то, что записываете, но и звук подложки. Это удобно: нет задержки, при которой процессор успевает как-то обработать звук, а также вы спокойно ориентируетесь в структуре песни, поскольку играет именно она.

Наш студийный Yeti Nano, предоставленный российским подразделением Blue Microphones, забрал себе Илья Казаков. Говорит, качество записи выросло в сравнении с первым поколением. Кстати, именно на Yeti Nano Илья теперь записывает все закадровые войс-оверы для видео на своём канале:

Мне тоже зашёл этот микрофон. Во-первых, он неплохо выглядит. Во-вторых, отлично справляется со своей задачей. А если учитывать, что он стоит девять тысяч рублей и при этом объединяет в себе и микрофон, и аудиокарту, то это предложение выглядит очень приятным.

В теории связки iPad Pro (2018) + Blue Yeti Nano будет достаточно и для записи каких-то акустических вещей, а также для вокала и подкастов. А поскольку планшет умеет работать с фантомным питанием, то можно подключить сразу несколько конденсаторных микрофонов и записывать небольшой квартирник. Если честно, для меня факт того, что «прошка» умеет подавать фантомное питание, оказался очень приятной неожиданностью.

Клавиши

Это самая простая часть, поскольку о подключении midi-клавиатур известно уже очень давно. Многие музыканты уже много лет подключаются через Camera Connector Kit и играют прямо в GarageBand. Хотя есть много сторонних синтезаторов.

Я, например, нередко использую AudioKit Synth One Synthesizer — он удобен и интуитивно понятен. А также на нём можно нарулить практически любой звук.

Конечно, называть его портативной версией NI Massive будет громковато — слишком уж крутой синтезатор сделала Native Instruments. Однако Synth One — очень крутой волновой синтезатор. Что приятно для новичка, тут очень много предустановленных пресетов, ориентируясь на которые можно сделать крутой звук.

И если для гитаристов выбор железок очень узок и ограничивается разве что разными версиями iRig, то у клавишников тут целое раздолье: и AKAI, и IK Multimedia, и CME, и Korg, и некоторые Arturia, и Nektar, и Roli.

Мне особенно интересны последние клавиши. Они подключаются к айпэду по Bluetooth. У них есть собственное приложение. Но ключевое в этих клавишах не это. Главное — музыкальная артикуляция:

Клавиши реагируют на силу нажатия, а также на движение пальцев по вертикали и горизонтали на самой клавиатуре. Из-за этого звук обретает новую жизнь и дыхание. По сути, Roli сделала новый инструмент, прародителем которого стала midi-клавиатура.

Однако те, кто пробовал Roli, в один голос говорят, что играть на устройстве очень сложно. Даже в одном проморолике, который, кажется, уже удалили, музыкант слажал. Но трудности понятны с первого взгляда: музыканту нужно сразу обращать внимание на очень много факторов. Зато как всё это звучит!

Но не всем такое по нраву. В случайной беседе я узнал, что Арсений Петров, известный как Diamagnetic, тоже музыкант. Он играет на клавишах, гитаре и ударных, а также поёт. И он сказал, что Roli — чушь, а вот молоточковый механизм его midi-клавиатуры — самое оно. Правда, на мой вопрос, как сделать на молоточках вибрато, он не нашёл ответа.

Однако у Арсения есть свой кейс. Он также подключает M-Audio Oxygen 88 к iPad Pro (2018). Говорит, с появлением планшета заниматься музыкой он стал гораздо чаще.

Арсений Diamagnetic Петров за своей midi-клавиатурой. Фото из личного архива товарища

Причина проста: клавиатура находится в спальне, а макбук в рабочем кабинете. При этом к компьютеру подключено много проводов, которые надо постоянно отключать, а затем подключать снова. А вот iPad просто поднял, отнёс в спальню, подключил — и давай играть в GarageBand.

Но если вам нужно что-то попроще Roli или просто клавиатуры по каким-то причинам слишком мало, то и для таких взыскательных особ есть кое-что! Я, например, присматриваюсь к iRig Keys I/O — это одновременно и midi-клавиатура, и аудиоинтерфейс:

iRig Keys I/O. Источник: IK Multimedia

Есть версия как на 25, так и на 49 клавиш. Много регуляторов, много настроек, а также комбинированный вход XLR-TS, куда можно подключить и микрофон, и гитару. Фантомное питание есть. Работает с любым айпэдом и айфоном, поскольку клавиатуру можно подключить к сети. С одной стороны, лишние телодвижения и уже не такой компактный вариант, но с другой — больше возможности разгуляться.

Таким образом, с помощью этой штуки одновременно в один iPad могут играть сразу два человека: клавишник и ещё какой-нибудь музыкант.


Дэймон Албарн записал альбом The Fall группы Gorillaz полностью на iPad. И это было больше восьми лет назад!

В 2019 веке же планшет стал удобнее: появилось много инструментов, да и сам GarageBand стал гораздо более профессиональным инструментом. Процесс написания музыки на нём приносит удовольствие. А если вам мало GarageBand и хочется чего-то посерьёзнее, то можно обратиться к Cubasis — вот уж где по-настоящему взрослый секвенсор!

Интерфейс Cubasis LE 2

Да, на iPad всё ещё не хватает многих ПК-фич. Например, я очень хочу, чтобы XLN Audio сделала мобильную версию своей драм-машины XO. Да и чтобы Native Instruments обратила внимание на мобильный сектор — пора бы уже!

Но iPad — это музыка на кончиках пальцев, где тебе надо апеллировать не мышкой или трекпадом. Кому-то он покажется бесполезной фигнёй, но идея с айпэдом, по сравнению с моим опытом использования, не изменилась: он не про работу, а про вдохновение. Вот есть у меня напольный гитарный процессор. И пока на нём выберешь нужный пресет, настроишь на крутилках нужные параметры, докряхтишься до того, что уже не хочется ничего придумывать. Либо уже и забыл ту идею, что пришла в голову.

Со мной согласен и гитарист Виктор Кучер: вдохновение тебя настигло — ты быстро всё подключил к айпэду и начал записывать. Когда песня «пришла» полностью, настраивай всё на компьютере и продюсируй запись, не отвлекаясь на муки творчества в процессе записи гитар — всё уже придумано, так что можно думать о том, как будет звучать трек, а не что в нём играть.

Можно ли обойтись без iPad при создании музыки? Конечно. Но он делает жизнь немного проще. Кто-то упорно в нём видит только штуку для просмотра Ютубчика, но на деле, это крутой инструмент. И с его помощью очень удобно писать музыку.

Про Редактор Новостей

Проверьте также

В UserGate назначен директор по работе с государственными структурами

Компания UserGate, российский разработчик экосистемы ИБ-решений, объявила о назначении Сергея Петренко на должность...