Проверка основных показателей работы вариатора на машине в домашних условиях.
Для простой диагностики состояния вариатора и выявления ошибок можно использовать сканер ELM327. Расскажем, как подключить его к смартфону по Wi-Fi и Bluetooth, а также проверить работу вариатора через специальное приложение.
Какой адаптер нужен для диагностики машины через телефон?
Большинство машин поддерживает адаптеры ELM327 — именно его и нужно приобрести (есть в любом автомагазине, на OZON и WB).
Крайне важно! Покупайте адаптер версии 1.5 — это лучшее на сегодняшний день решение. Адаптеры ELM327 V2.1 — более доступные китайские копии, которые
не работают на многих машинах. Да, могло показаться, что тем новее версия, тем лучше. В данном случае это не так.
Как подключить адаптер ELM327 к смартфону по Bluetooth?
Перед непосредственным соединением смартфона и сканера его потребуется подключить к автомобилю. Для этого адаптер ELM327 необходимо вставить в диагностический разъём (узнавайте его местоположение индивидуально для каждой модели автомобиля), а затем завести двигатель. На сканере должны загореться лампочки, сигнализирующие о том, что устройство готово к работе. Чаще всего на подготовку уходит не более 30 секунд, после чего можно переходить к этапу сопряжения адаптера и телефона:
- Открыть на смартфоне раздел Bluetooth и запустить поиск устройств. В настройках важно проверить, чтобы смартфон был виден другим гаджетам.
- Нажать на появившийся в списке устройств адаптер «OBDII».
- На экране появится окно с требованием ввести код для подключения. Необходимо поочередно попробовать универсальные коды 1234 и 0000 (иногда 6789 или 1111).
Wi-Fi. Современные сканеры ELM327 могут подключаться к смартфонам под управлением ОС Android через Wi-Fi. Для этого нужно открыть раздел Wi-Fi на телефоне и в списке сетей найти сеть с названием «WiFi_OBDII». Если ее нет, вероятно, адаптер не поддерживает этот тип связи. Лучше используйте Bluetooth.
Как проверить работу вариатора через приложение CVTz50?
Для диагностики вариатор через смартфон с помощью сканера ELM327 потребуется установить мобильное приложение CVTz50. Найти его можно в магазине Google Play: есть
бесплатная демо-версия и
полная версия за 130 рублей. Чтобы начать диагностику, нужно открыть приложение. Если адаптер называется «OBDII», то его распознавание произойдет автоматически. Если нет (что крайне редко), необходимо указать правильное имя сканера в настройках приложения (три точки в правом верхнем углу интерфейса).
Когда программа распознает сканер, нужно проверить подключение. Для этого в запущенном приложении CVTz50 необходимо выбрать пункт «Мониторинг работы вариатора».
Если подключение прошло успешно, на экране в течение пары секунд отобразится лог обмена данными:
Затем появится стартовое окно со всеми параметрами:
После этого можно начинать саму диагностику вариатора, но прежде нужно обозначить важный дисклеймер:
CVTz50 — инструмент первичной диагностики вариаторов Jatco. Он показывает важные параметры, но принимать какие-то решения по обслуживанию/ремонту можно только со специалистами в сервисных центрах.
Глобально показатели работы вариатора в CVTz50 можно разделить на следующие пункты:
1. Чтение ошибок и их сброс
Эта функция позволяет просканировать вариатор на наличие ошибок. В итоге отобразятся названия ошибок (иногда коды), каждую из которых нужно отдельно изучать на специальных форумах и сайтах. Здесь никаких общих советов быть не может, все очень индивидуально.
2. Счетчик старения масла / сброс
Это исключительно информационный показатель, который указывает на деградацию масла в коробке. Чем выше показатель, тем больше изношена рабочая жидкость. Вычисляется по нехитрой формуле (чем чаще и сильнее вариатор нагревается выше 90°C, тем выше будет этот показатель).
Нельзя сказать, на каком показателе счетчика старения жидкости ее нужно менять. В зависимости от модели автомобиля, масло в вариаторе рекомендуется менять 1 раз в 30-50 тысяч километров пробега. После замены жидкости счетчик можно сбросить — удерживайте палец на строке "Счетчик старения масла / сброс", а затем подтвердите действие.
3. Температура вариатора
Программа CVTz50 позволяет в режиме реального времени отслеживать температуру масла в вариаторе.
Это важный показатель, поскольку перегрев агрегата крайне нежелателен. В идеале, при умеренном стиле вождения рабочая температура вариатора должна находиться в пределах 70-90°C. Повышение температуры допустимо на высоких скоростях, в жаркую погоду и при нагрузках (подъем, буксировка). В программе есть раздел с подробным графиком температур:
На эту тему у нас есть личный кейс. На разных моделях автомобилей могут использоваться одинаковые модели вариаторов. Часто к ним с завода "прилагается" система охлаждения, но на некоторых моделях ее нет (например, Mitsubishi ASX 2012-2014). В таком случае вариатор будет заметно чаще перегреваться, как и случилось с нашим автором. После установки CVTz50 и мониторинга температуры стало понятно, что она часто выходит за верхний допустимый предел. В связи с этим на машину была установлена дополнительная система охлаждения (радиатор, теплообменник, термостат) и произведена замена масла.
После этой доработки температура вариатора повышается выше 90°C только в экстренных условиях, например, в пробке под Горячим Ключом в +40°C или при активной езде по серпантину. Также при следующей замене масла и очистке поддона сразу стало заметно, что на магнитах стало гораздо меньше стружки.
4. Давление в вариаторе
Давление в вариаторе — пожалуй, самый главный показатель, который можно отслеживать через смартфон. В программе CVTz50 можно измерить первично и вторичное давление (показатели
МПа Перв.Давл и
МПа Втор.Давл).
Важно делать измерение правильно. Вот способ, которым поделились мастера по ремонту вариаторов Jatco:
- На машине с прогретым вариаторе нужно набрать скорость около 60 км/ч и плавно затормозить.
- После полной остановки автомобиля нужно смотреть на показатели давления.
- Если первичное или вторичное давление ниже 0.7, это может быть тревожным звонком. Если есть какие-то другие подозрения касательно работы коробки передач, рекомендуется поехать на профессиональную диагностику.
Вот какие должны быть цифры в исправном вариаторе:
Итоги
На этом возможности первичной диагностики вариатора через смартфон и ELM327 заканчиваются. Еще раз напомним, что такой способ позволяет поулчить важные данные, но ставить по ним "диагноз" нельзя. Это должна делать специалисты после более детальной проверки машины.