Пару недель назад был в Барселоне и зашел в главный каталонский Apple Store. У этого магазина нет задачи продать как можно больше товаров, скорее, он похож на открытую витрину. На первом этаже разложены девайсы (от iPhone до MacBook), а на втором проводят лекции о мобильной фотографии и других интересных вещах.
Здесь много свободного пространства, внутри десятки людей (в том числе школьников), пришедших просто поглазеть на дорогие гаджеты. Консультанты очень демократичны — ковыряться в местных продуктах можно хоть весь день, никто не скажет ни слова.
Главное, что бросилось в глаза в Apple Store, — это настойчивое желание компании познакомить всех с iPhone XR. 6,1-дюймовые смартфоны повсюду: заходишь — они выложены в ряд на ближайшем столе, спускаешься по лестнице — снова натыкаешься на них же, делаешь шаг вправо — опять они. Возникает ощущение, что в магазине просто выставлены XR разных цветов: белого, синего, красного… Больше цветов – больше экземпляров, все логично.
Кроме того, что каждый iPhone XR представлен минимум дважды в каждой цветовой гамме, остальные модели задвинуты на второй план. Например, нынешние флагманы iPhone XS и XS Max расположены на относительно видных местах, а вот 8/8 Plus спрятаны в недрах магазина — пока дойдешь до них, успеешь насладиться всеми безрамочными девайсами.
Словом, вся работа магазина настроена так, чтобы человек вышел и подумал: «Надо брать iPhone XR, ведь он не только классный, но еще и оптимальный по соотношению цена-качество». Я специально узнавал — в Барселоне обожают дешевые Android-смартфоны (там вообще недорогая жизнь), поэтому кейс из Apple Store крайне показательный. Корпорация из Купертино знает, на что давить. Ключевая задача — убедить пользователей, что iPhone XR — практичный, долговечный и надежный.
У Apple и ее партнеров сейчас такая же стратегия, но есть и другие фишки. Например, ритейлеры заваливают покупателей предложениями приобрести XR в рамках trade-in. Опять же: не XS или XS Max, а именно красавца с одинарной камерой и LCD-экраном.
Ради интереса я даже прогулялся по нескольким фирменным точкам, притворяясь, что хочу взять одну из трех новых моделей. Угадайте, что мне моментально советовали? Не XS («Да там уже старый дизайн»), не XS Max («Да это лопата»), а именно iPhone XR. Все плюсы давно известны, но консультанты с упоением затирали про отличный аккумулятор, невыгорающий экран, грандиозную камеру («Второй модуль толком и не нужен») и яркие корпуса.
Честно говоря, чуть не соблазнился на эти сладкие уговоры, но все же остался со своим стареньким iPhone X. Пока не готов расставаться с OLED-экраном. Однако, очевидно, что в России и многих других странах XR скоро станет самым популярным и продаваемым айфоном. Для этого есть сразу три причины.
Во-первых, цена у серых продавцов в феврале упала. Что выберет разумный человек — iPhone 8 Plus с жирными рамками за 46-47 или новенький безрамочный XR? Ответ очевиден. Получается, Apple очень оперативно (всего за полгодика) распрощалась с плюсовой линейкой. Респект.
Во-вторых, XR — идеальный магнит для тех, кого надо перетащить на iOS. Вновь у продавцов имеется множество аргументов: средний iPhone живет гораздо дольше, чем средний Android-девайс, плюс получает обновления, плюс сама система гораздо приятнее, плюс камера замечательная, хоть и одна. В результате эти преимущества перевешивают, и вместо очередного азиатского гаджета, который протянет год-полтора, покупатель приобретает замечательный и стильный XR.
В-третьих, срабатывает один из самых известных законов маркетинга. Если iPhone XS Max стоит от 80 тысяч рублей, а XS – от 70, то 50 за XR сразу кажутся очень приемлемой ценой. Единственный конкурент 6,1-дюймового аппарата – прошлогодний iPhone X, но он чуть дороже (от 55 тысяч) и хуже по некоторым важным параметрам (чипсет, аккумулятор, даже камера). Соответственно, XR воспринимается как самый бюджетный и сбалансированный из айфонов, которые вообще стоит брать в 2019 году.
Так что ругать Apple за агрессивный пиар модели XR точно не стоит. Корпорация грамотно решает свои задачи: избавляется от рамок, перетаскивает аудиторию с Android и продвигает свой trade-in. Судя по всему, получается неплохо, а дальше будет еще круче. Очевидно, что до осенней презентации Apple делает ставку именно на XR.