Последние несколько месяцев я очень хочу себе TWS-наушники. Но с этим есть большая проблема: ещё ни одни меня не устраивали по тем или иным причинам. Самые удобные, AirPods и AirPods Pro, оказались не для моих ушей — обе версии вываливаются из ушей. Да-да, даже «прошки», которые вроде бы «затычки», на деле не совсем.
Не подходят мне и Beats Powerbeats Pro — в ушах создаётся просто дикий вакуум и голова начинает гудеть спустя несколько минут использования. Я пробовал наушники Soul, я не смог вставить Cambridge Audio себе в уши. За последний год я прослушал очень большое количество наушников, которые даже в обзоры не попадали — сказать о них было просто нечего.
Как ни странно, но самыми лучшими для меня TWS стали Redmi AirDots. Они стабильно работают, сами отключают Bluetooth, когда это нужно. У них нет проблем создания пары со смартфоном. Да у них даже неплохой звук для наушников за 1,5 тысячи рублей. Вот только меня он не устраивал примерно полностью.
И вот ко мне на обзор попали ещё одни TWS-наушники. Я надеялся, что я получу что-то вроде Redmi AirDots, но только со звуком, который мне понравится — ведь Klipsch T5 True Wireless стоят примерно в десять раз дороже, то есть 14 990 рублей.
«Ага, щас», — подумал я, когда впервые их послушал. Но обо всём по порядку.
Внешний вид и комплектация
Обычно я начинаю обзоры с внешнего вида коробки. Тут она обыкновенная. Честно говоря, от компании, которая гордится, что находится на рынке уже 74 года, ожидаешь чего-то другого.
Тут стоит вставить небольшую ремарку. Klipsch — компания из Индианаполиса, основанная в 1946 году.
Компания производит аудиотехнику класса Hi-Fi. Некоторые аудиофилы почитают Klipsch как что-то великое, ведь именно Пол Клипш, её основатель, стал тем человеком, кто начал задумываться о качестве звука.
Но проблема в том, что аудиофилия не только про звук. Это про качество сборки, про материалы, про дизайн. И дизайн у коробки должен быть соответствующим. Но что мы видим вместо этого? Внешний короб выглядит обыкновенным. Такое себе соответствие аудиофилии.
Снимаем его. И вот тут уже тёмный минимализм лучше соответствует заявленному классу:
В аккуратно уложенной коробочке вы найдёте кейс, отдельно — наушники.
Помимо них в отдельной коробочке есть комплект сменных амбушюр, кабель USB Type-C с обеих сторон, а также переходник с Type-C на Type-A.
Кейс сделан из алюминия. Возможно из-за этого, а возможно из-за внутренностей он весит довольно много: вместе с наушниками почти 110 грамм. А ещё он крупный и толстый — в карман джинсов не поместится. И это проблема: зимой, весной и осенью ещё можно закинуть в куртку, а летом как быть?
Все кому не лень сравнивают кейс с легендарными зажигалками Zippo. Аналогия понятна: полированный металл, а также шарнир, находящийся сбоку. Но вот только с зажигалками вы испытываете какой-то магический кайф, когда открываете и закрываете Zippo. В этом есть что-то ритуальное: лёгкий взмах руки, тихий отстёгивающийся щелчок. Обратно так же: лёгкий взмах руки и одинокий щелчок закрытия.
Вот этого ощущения у Klipsch нет. Кейс T5 True Wireless открывается с пластиковым звуком даже несмотря на металл в конструкции. Не по-аудиофильски.
Не радует и сборка — погрешности слишком большие. Зазор на лицевой панели больше, чем на задней. Не премиально.
Удобство
В любой обзор TWS-наушников надо включать этот пункт. Дело в том, что TWS больше про удобство, чем про звук.
Форма у T5 True Wireless очень необычная. Компания позиционирует её как удобную и комфортную, мол, наушники можно крутить на 360° в зависимости от формы уха.
Тут я скажу в первый раз, что практически все наушники перед покупкой надо примерять — они вам могут просто не подойти. И даже несмотря на то, что Klipsch понимает, что у всех уши разные (как показывает мой опыт, не все это осознают), T5 не стали самыми удобными наушниками.
Особенно это заметно в первый раз, когда пытаешься понять, как же правильно их запихнуть.
Все уши разные. Их форма практически как отпечаток пальца. Есть какая-то общая структура, которая примерно покажет, что слуховой проход как-то приведёт звук из ушной раковины к барабанной перепонке. Но проблема в том, что форма прохода отличается от человека к человеку.
И Klipsch T5 True Wireless как раз очень требовательны к форме прохода. Я, например, смог добиться от наушников неплохого звучания только в одном-единственном положении. Но наушники фиксируются в нём только тогда, когда я держу их руками. Как вы понимаете, про удобство TWS можно в этом случае забыть.
Спустя 15 минут у меня начинали болеть уши. Неприятное ощущение, с которым бы справились пенки вместо силиконовых амбушюр. Но, увы, у T5 True Wireless нестандартное крепление, купить которое в России — большая проблема. В США людям приходится писать в саму компанию, которая за десять баксов пришлёт пару силиконовых накладок нужного размера.
Другой момент: если вы используете самые крупные комплектные амбушюры, то вам придётся подойти с особым вниманием к тому, как наушники заходят в кейс.
Из-за размера амбушюр наушники могут просто не «сесть». Таким образом они не будут заряжаться, а также не отключатся от Bluetooth вашего смартфона.
Даже самые чистые уши оставляют на наушниках грязь. Это нормальный процесс, ничего такого в нём нет. После прослушивания музыки мы не обращаем внимания на эту грязь, и в итоге она остаётся в кейсе. Неудобно, некрасиво и вообще феее. Но зато очищать этот кейс легко — любая ватная палочка тут свободно пройдёт.
К плюсам я бы отнёс тот факт, что наушники отключают Bluetooth всякий раз, когда вы кладёте их в кейс. Напомню, Cambridge Audio Melomania 1 такой штукой похвастаться не могли, хотя стоят в России чуть-чуть дешевле Klipsch. Для меня вообще было открытием, что множество производителей TWS-наушников даже подумать о таком удобном моменте не могут!
Другой топовый момент — статус заряда аккумулятора в доке устройств айфона:
Но тут, как вы можете увидеть, есть недостаток: айфон видит только основной наушник, то есть только его уровень заряда вы сможете посмотреть на экране.
У меня сел кейс. Этого я, естественно, не заметил, из-за чего наушники не отключались от айфона. Я хотел их разгромить: всё же было хорошо, какого чёрта? Но, зарядив кейс, всё стало окей.
Затем я решил для обзора проверить качество связи и микрофон. Достал наушники из кейса, начал набирать номер… Но тут произошло что-то странное: основной наушник решил, что долго ничего не происходит, и отключился! В этот момент на той стороне звонка как раз взяли трубку, а в левом наушнике откуда-то заиграла музыка. В итоге я без правого наушника слышу, что из голосового динамика смартфона раздаётся непонимающее «Алло», в левом наушнике громко играет музыка из какого-то непонятного устройства, на кухне сгорает мясо, дети у соседей истошно вопят, а за пределами квартиры начинается апокалипсис.
Я перепроверил всю технику в квартире, с которой наушник мог спариться. И не нашёл: ни компьютер, ни смартфоны, ни планшеты не показывали факт воспроизведения музыки. Музыка остановилась только в тот момент, когда я положил наушник в кейс. Жаль, что я так и не смог узнать, что за песня играла — очень она мне понравилась.
Да, эта история иллюстрирует нестабильность работы наушников, которую я хотел похвалить. Спустя пару часов, кстати, наушники потеряли связь друг с другом. Я сбросил их подключение, удалил из памяти айфона, затем снова вместе спарил, затем подключил к айфону. Не помогло. Повторив это дело заново, всё вернулось в норму.
Наушники работают по Bluetooth 5.0, что позволяет смотреть видео практически без задержек.
Микрофон и разговор по телефону
Таки дозвонившись до собеседника, я выяснил несколько вещей:
- Klipsch T5 True Wireless используют микрофон только на правом наушнике. В этом нет ничего удивительно, просто факт;
- Собеседник утверждает, что качество связи не самое лучшее, есть какой-то призвук помещения, но дискомфорта от звука нет.
Звук
Это самое главное во всех наушниках, если эти наушники не TWS.
Производитель заявляет, что в наушниках стоит маленький 5-мм драйвер, выдающий звук на частотах от 10 Гц до 19 кГц. Диапазон очень странный.
Тут можно сказать, что уши человека со временем стареют и люди старше 24 лет и не услышат эту разницу. И для подавляющего большинства это действительно так: если вы никак не занимаетесь своим слухом, а просто много слушаете музыку даже на самом лучшем аппарате, ваш слух притупится.
Мало того, нет инструментов, звучащих в таком высоком диапазоне частот, а звукорежиссёры на сведении их отрезают специальными FFT-фильтрами, чтобы ничего лишнего не попало на запись. Поэтому в теории вы не услышите разницу между наушниками, работающими до 19 кГц, и аналогичной парой, чей диапазон ограничивается 20 или более тысячами Гц.
Но вот какая соль: с верхами у этих наушников большая проблема. И для большинства жанров это проигрыш:
- Хотите послушать рэп? Тут неплохие низы, но вам не понравится, как звучит голос исполнителя;
- Хотите послушать классику с полноценными оркестровками? Забудьте про нормальное звучание скрипок, арф и клавишных;
- Хотите послушать рок? Железо ударных не будет звенеть, вокалу не будет хватать яркости;
- Вы любите поп-музыку? Так в большинстве своём тут ещё больший акцент на верхах, чем у рока.
Тут можно продолжать бесконечно. Вокальный джаз? — нет. Инструментальный джаз? — сомнительное удовольствие.
Так для чего эти наушники? Ответ на этот вопрос был очень трудным. Но я всё-таки справился и нашёл: для винтажного звука. Большинство песен из этого плейлиста, состоящего из соула и фанка, либо записанного в 1970–1980 гг, либо стилизованного под записи тех лет, подойдёт для таких наушников.
Я слушаю музыку в Deezer, и недавно он мне предложил этот потрясающий плейлист. Просто топовая подборка!
И именно с этим жанром наушники себя раскрывают во всей красе: никаких перевалов, всё звучит слаженно и именно так, как и должно звучать.
Кодеки
Наушники работают с AAC и aptX (не стоит путать с aptX HD). Это очень близкие по качеству звучания кодеки. Если вы слушаете музыку через Apple Music или iTunes, то AAC — ваше спасение.
Если же вы слушаете музыку на Android, то тут приходит его аналог в виде aptX.
Ни один из этих кодеков не подходит под определение «аудиофилии». AptX поддерживает передачу данных до 352 кбит/с на оба канала. У AAC это значение ниже — 250 кбит/с.
Но тут возникает вопрос к самому кодированию. Дело в том, что как раз перекодирование исходного несжатого файла в AAC происходит с гораздо меньшими потерями, чем у mp3. Всё это приводит к тому, что AAC с технической точки зрения звучит лучше mp3 со схожим битрейтом, а передавать его проще для устройств, в которых производитель записал поддержку этого кодека прямо «с завода». То есть с айфонов.
Итог
Klipsch T5 True Wireless — довольно странный продукт. У него крутой, но неудобный своей толщиной и весом кейс, который я не знаю, куда девать, если снять куртку. У него интересный и эргономичный дизайн самих наушников, но и тот подойдёт не всем.
Кейс сравнивают с зажигалкой Zippo, но от неё тут совсем ничего нет.
В звуке сомнительная нехватка верхов при глубоком басе. Но это если вам повезёт и вы сможете установить наушник так, как требуется.
Klipsch позиционирует свои наушники как самые удобные на Земле (не вру), но от них быстро устают уши.
Klipsch воспринимают как компанию, производящую наушники для аудиофилов, но здесь нет поддержки кодеков, которые передадут музыку без потери качества.
Купил бы я Klipsch T5 True Wireless за 15 тысяч рублей? Нет — они мне не подошли. Но это не означает, что они не подойдут вам. А мои поиски идеальных TWS-наушников продолжаются дальше.