Поздним московским вечером четверга, 27 июля, Apple в пресс-релизе сообщила, что главный дизайнер компании Джони Айв в этом году покинет Apple.
Джони — особенная фигура в мире дизайна. Его роль в возрождении Apple нельзя переоценить, начиная с революционного iMac 1998 года ещё до iPhone и беспрецедентно амбициозного Apple Park, куда в последнее время он вкладывал столько сил и заботы.
Генеральный директор Apple
Как Айв пришёл в Apple?
Британец Джони Айв боялся переезжать в Калифорнию. Его позвали в Apple в 1992 году. Страх понятен: впереди неизвестность, а тут дом. И тут семья точно не пострадает, ведь уже три года как он является совладельцем дизайнерского агентства Tangerine Design, занимавшегося тогда разработкой всего: от унитазов до расчёсок и микроволновых печей.
Но всё-таки Джони переехал. Заставило его это сделать неприятие клиентов: труды Джони критиковали за то, что они слишком современные. Вот вы представляете слишком современный унитаз? Я — нет. А именно это и стало последней каплей для Джони.
Но Apple тех лет совсем не та, что сейчас. После ухода Стива Джобса в 1985 году, когда его, по сути, прогнали, компания загибалась: стоимость акций падала, а продукты практически не покупали. Это сейчас, спустя 27 лет, мы понимаем, что Айв помог компании, близкой к банкротству, дойти до капитализации в 1 трлн долларов США в августе 2018 года. Но путь был очень долгим.
Apple была клиентом Tangerine Design. Айв работал консультантом компании в разработке внешнего вида PowerBook 1991 года:
Джонни понравилось это сотрудничество: его труды принимали, компания была готова к инновациям. Поэтому, несмотря на страх будущего, Джони переехал в Калифорнию.
Одним из первых проектов, над которым он начал работать, стал Apple Newton — далёкий прародитель айпэдов. Это своего рода планшет с чёрно-белым экраном. Его тогда называли «персональным цифровым помощником». И, чёрт, это была очень скучная штука! Вы только посмотрите на неё:
Айв не был в числе разработчиков-лидеров. Да и откровенно скучный Newton — далеко не то, о чём мечтал Джони. Ходят слухи, что в течение первых лет работы он был очень близок к уходу из компании.
Но в 1996 году в Apple возвращается Стив Джобс.
Возрождение
Джон Рубинштейн, который помогал Джобсу с разработкой компьютеров NeXT, по просьбе Стива отложил свой продолжительный отпуск и пришёл в Apple. Он возглавил команду, в которой работал Джони Айв. Именно Рубинштейн уговорил Айва остаться. Аргумент был простым как небо: Apple собирается войти в историю.
Следующая ступень в карьерной лестнице Айва — знакомство с Джобсом. Об этих коллегах рассказывают множество историй. Самая популярная из них — как Джони и Стив гуляли по кампусу и спорили о будущих продуктах. Но споры эти были дружескими.
Мы одинаково смотрели на вещи. Мы задавали одни и те же вопросы. У нас у обоих было одинаковое любопытство.
Дизайнер
Оказалось, что Стив и Джони очень близки по духу: оба перфекционисты.
Я потратил месяцы, месяцы и месяцы, разрабатывая подставку для первого iMac. Очень сложно спроектировать то, что почти не видишь, ведь это кажется таким очевидным, естественным и неизбежным.
Дизайнер
Первым продуктом, вышедшим из-под пера Айва, стал iMac. Он вплотную работал с производителем конфет, чтобы сделать эти цветные полупрозрачные и аппетитные моноблоки:
Компании удалось создать компьютер не для гиков, а для дома. Стоил он дорого, да и основным клиентам тогдашней Apple не сильно пришёлся по вкусу:
Однако iMac стал первым продуктом, возродившим Apple. Вслед за ним в октябре 2001 года появился легендарный iPod:
И вот тут всё началось. Этот iPod захотели купить себе буквально все. Тому поспособствовал отличный слоган: «Тысячи песен у вас в кармане».
Однако спустя много лет Айв признавался, что его мучил главный вопрос: мог ли он тогда предложить лучший дизайн? Вопрос всех перфекционистов, а не только дизайнеров.
Но все мы понимаем, что главным продуктом Айва стал вовсе не iMac или iPod.
Простота
Всегда, когда речь заходит о важности айфона как культурного феномена, я рекомендую посмотреть эту презентацию и вспомнить то, какими были телефоны и смартфоны тех лет:
Смартфон показал, чем на самом деле является Apple. Несмотря на то, что дизайн отчасти выбивался из продуктовой линейки компании на тот момент, он очень понятно излагал основную мысль: гениальность в простоте.
Именно к простоте стремится Айв. Вот что о нём рассказал Джон Арлидж в журнале Time:
Правда в том, что Айв ненавидит суету и наслаждается простотой. Вы можете это увидеть в его продуктах. Они могут быть революционными, высокотехнологичными волшебными коробочками. Но они выглядят настолько элегантно простыми, что вы знаете, для чего они нужны и как использовать их в тот момент, когда вы впервые взяли их. iMac изгнал сложные, трудные в использовании ПК с наших рабочих мест и упростил работу. С помощью крошечной белой коробочкой с колёсиком прокрутки он положил тысячи песен в наш карман. iPhone был настолько свободным, что просто разгромил громоздкий BlackBerry. Ну а iPad может использовать даже пятилетний ребёнок.
Автор
Вы можете относиться к Apple как угодно, упрекая в закрытости системы, в каком-то неудобстве и точке зрения, что если вам что-то неудобно, это неудобно именно вам. Но трудно отрицать тот факт, что iPhone изменил мир: теперь не нужен iPod, да и кнопочные телефоны практически исчезли из этого мира.
Да, смартфоны с сенсорным экраном были и до айфона. Но вы пользовались ими? Тычешь в экран с задержкой длительностью в тысячу лет и думаешь: он считал твоё действие или нет? Когда я впервые подержал в руках какой-то смартфон со стилусом, мне было искренне непонятно, нафига нужна эта палочка, вылезающая из корпуса. Стив тогда не рассказал миру, что почти у всех людей на руке есть по пять таких стилусов. Гениальность вещей в их простоте.
У меня есть собственная мера жизненности революционных идей: если что-то не выглядит удобным, то оно умрёт. Помните, были смартфоны, определяющие пользователя по радужке глаз, например?
Магия Apple заключается в том, что технически сложные вещи работают просто. Возьмём тот же Face ID: пока я не встречал ни одного смартфона, способного точно так же точно и быстро определить, кто перед ним. Вы можете возразить, перечислив множество смартфонов, определяющих пользователя по фронталке, но это не секьюрно — такие способы «защиты» легко обойти с помощью обычной фотографии.
И эту простоту продвигает Айв. Когда вышла iOS 7 — первая «ось», которую ему доверили нарисовать, — мир завопил: что мы будем делать с этими плоскими иконками? А теперь посмотрите на тот скевоморфизм, что был раньше:
Почему ушёл?
Сказать сложно. Apple и Джони пожали друг другу руки в официальном пресс-релизе и ничего толком не сказали.
Аналитик Bloomberg Марк Гурман со ссылкой на собственные источники в компании утверждает, что Айв устал. Причём устал ещё в 2015 году. То был очень сложный год — выходили Apple Watch. Нужно было успеть. А это подразумевало спешку и суету. Но Айв ненавидит суету.
С тех пор Джони появлялся в офисе Apple раза два в неделю. Конечно, это будет опрометчиво звучать, но, по сути, он ушёл из компании не сейчас. Он ушёл ещё в 2015 году.
Что дальше?
Джони Айв создаст собственное дизайнерское агентство. В интервью Financial Times он сообщил, что агентство получит название LoveFrom. Одним из первых клиентов компании будет Apple:
Apple продолжит извлекать выгоду из талантов Джони, не только работая напрямую с ним над эксклюзивными проектами, но и благодаря постоянной работе блестящей и страстной команды дизайнеров, созданной им. После стольких лет тесного сотрудничества я рад, что наши отношения продолжают развиваться, и я с нетерпением ожидаю совместной работы с Джони в будущем.
Глава Apple
Одним из партнёров Айва станет Марк Ньюсон — известный промышленный дизайнер, также участвовавший в разработке Apple Watch.
LoveFrom будет продолжать работать над ещё не вышедшими продуктами, в создании которых Айв уже принял активное участие. Помимо этого, агентство сможет браться за работу других клиентов.
Что произошло?
Apple с Айвом выбрали самый мягкий путь расторжения отношений: постепенный уход от компании. Сейчас Айв не в компании, но как бы в ней.
Такой выбор неслучаен — за Apple пристально следят. Особенно в условиях изменения «правящих верхов»: в апреле компанию покинула глава розничной торговли Анджела Арендтс, а на пост старшего операционного вице-президента назначен Сабих Хан. При этом из эппловской команды Айва за последние три года ушли четыре ключевых человека: Дэниел Костер, Джулиан Хениг, Рико Зоркендорфер и Миклу Сильванто. Последние три распрощались с компанией менее шести месяцев назад.
Главное, что беспокоит общественность — будущее продуктов Apple. Будут ли они такими же элегантными в своей простоте? Пока не очень понятно. За промышленный дизайн теперь будет отвечать Эванс Хэнки — талантивый менеджер, но без должного опыта в дизайне. За пользовательские интерфейсы — Алан Дай. Тут без изменений: он занимает этот пост с 2015 года.
Проблема, как говорит Марк Гурман со ссылкой на бывшего руководителя Apple, заключается ещё и в том, что нынешняя команда не значит то, что значила с Айвом во главе:
Команда разработчиков состоит из очень креативных людей, но сейчас существует операционный барьер, которого раньше не было. Люди боятся быть инновационными.
Назначение Сабиха Хана и Эванс Хэнки может говорить о том, что компания из инновационной стремится стать операционной. То есть главная задача Apple, по мнению этих людей, будет в извлечении прибыли: минимальные издержки при максимальной выгоде. И это предположение звучит не очень хорошо.
Будем надеяться, что сэр Джонатан Айв будет счастлив в LoveFrom, а Apple всё так же продолжит нас радовать действительно интересными продуктами.