Павел Городницкий — о гаджете, который заслужил народную любовь, несмотря ни на что.
Знаменитая история: как только у Apple падают финансовые показатели, в сети резко активизируются разговоры о релизе iPhone SE 2. По версии фанатов, аналитиков, журналистов и блогеров один маленький смартфончик сделает корпорацию триллионной (опять), акционеров — счастливыми, поклонников — довольными, а Тима Кука — великим.
Логика здесь очень простая — раз первый SE стал суперхитом, значит, его продолжение вообще разорвет рынок, особенно в Китае и развивающихся странах. На самом деле, всё далеко не так примитивно — чтобы понять это, надо вспомнить историю первого SE. Удобнее всего проводить хронологию как раз по России — стране, где 4-дюймовые iPhone обожают, восхваляют и скупают за считанные минуты.
Итак, переходим к фактам, сначала без оценок. Весна 2016 года. Apple презентовала iPhone SE — фактически, 6s в корпусе от 5s. Магазины выставили следующие ценники: 37 990 рублей за 16-гигабайтный SE, 47 990 рублей за версию на 64 Гбайт. Модель поступила в продажу в четырех цветах: золотистом, розовом, серебристом и Space Grey.
Что было дальше, кто-нибудь помнит? Взрывной интерес? Бешеный спрос? Очереди в магазинах? Разумеется, нет. Российским покупателям было плевать на iPhone SE примерно 14-15 месяцев, аж до лета 2017 года. Как раз тогда Apple масштабно обновила память SE (32 вместо 16, 128 вместо 64), а ритейлеры обрушили цены — пришло время это сделать. В итоге младший SE стоил 22-24 тысячи, старший – 27-30.
Так миниатюрный iPhone стал бестселлером — его спасли отличное железо (актуально до сих пор), неплохая основная камера, удивительно приличный аккумулятор и чип NFC. Даже сейчас SE продается просто замечательно — в этом можно убедиться, понаблюдав, как стремительно иссякают запасы самых козырных 128-гиговых айфонов (они уже стоят 23-24).
Теперь посмотрим на ситуацию объективно. Важно понимать: SE — это наглая, бесстыжая и крайне ленивая эксплуатация своих же наработок. Apple тупо взяла корпус, которому к тому времени исполнилось 3,5 года, запихала туда бодрый процессор и начала продавать за 399 долларов (в России, как мы помним, за 38 тысяч).
Затем цены съежились, и аппарат обрел здоровенную фанатскую базу. Так, абсолютно не напрягаясь, Apple создала успешный во всех смыслах продукт. Смотрите сами: ради iPhone 4 приходилось внедрять божественные экраны, ради iPhone 5 — прорисовывать новый корпус, ради iPhone 6s — изобретать 3D Touch, а ради SE — всего лишь слегка изменить процесс производства.
Apple вообще не запаривалась: там даже фронтальная камера осталась от 5s — видимо, на этом пункте решили сэкономить. И правда, зачем стараться, если все равно купят благодаря цене? При этом не стоит сомневаться в том, что SE перетянул с Android не меньше пользователей, чем любой флагман Apple.
Только вдумайтесь: в 2019 году дизайну iPhone SE исполнится уже 7 лет. Вы видели, как выглядят Android-устройства тех времен? Их противно брать в руки — они кажутся устаревшими, архаичными, никчемными. А SE, несмотря на крошечный дисплей и широченные рамки, производит впечатление вполне современного гаджета.
В этом и заключается магия Apple: корпорация выпустила невероятно переоцененный смартфон, дождалась, пока он станет востребованным, сняла сливки, а затем очень аккуратно убрала его из продажи — как мы видим, остатки SE до сих пор мелькают в официальных сторах.
Зачем я все это рассказал? Дело в том, что, изучив прошлое SE, гораздо проще предсказать будущее этой линейки. А оно вполне прозаичное.
1. Недавно появившиеся новости о том, что Apple не обновит SE до iOS 13, — очевидный бред. В последний раз трехлетний цикл апдейтов был у iPhone 4 — его перестали обновлять в 2014 году (iOS 7 осталась навсегда). Сейчас наоборот другой тренд: Apple старается поддерживать устройства как можно дольше. Допустим, iPhone 5s тянет iOS 12 — это фантастика.
Конечно, iOS 13 старичку из 2013 года (!) не светит, но уже ясно, что в худшем случае вместе с 5s на пенсию отправится лишь iPhone 6, который дебютировал в 2014 году. Сложно представить, что Apple одновременно зачехлит и легендарный 5s, и пятилетнюю «шестерку», и относительно свежий 6s (2015), и SE, который вышел всего три года назад и пока что продается в магазинах. Короче, не верьте мутноватому сайту The Verifier. C 5s мы скоро попрощаемся, с 6 — 50/50, а вот следующие поколения дождутся iOS 13 и сохранят актуальность минимум до 2020 года.
2. Релиз iPhone SE 2 — сложная и затянутая тема. Стоит сказать сразу: скорее всего, модель вымышлена от начала до конца. Во-первых, у Apple сейчас нет времени ждать, пока подешевеет новый SE: логичнее устроить дискаунт на «восьмерки», которые пока продаются, но уже не вписываются в безрамочную линейку. Так что ждите мощных скидок на старые модели, а не выхода SE 2.
Во-вторых, у Apple сейчас нет корпуса, в который можно было бы оперативно запихнуть новый SE, а делать что-то эксклюзивное для явно бюджетной модели там никто не станет. И это еще один довод в пользу восстановленных «семерок» и подешевевших «восьмерок». Поэтому хватит верить в чудеса, лучше ориентироваться на сегодняшнюю линейку, а не потирать ладошки в ожидании SE 2, который никогда не дебютирует.